Мода в фентезиДорогой ПЧ, ты сам знаешь кто, ты меня вдохновил на написание этой заметки, это в том числе камень в твой огород. Я бы еще добавила про много разного, но пока остановимся на одежде.
- Вы подходите к шкафу и выбираете, не знаю… мешковатый голубой свитер, поскольку хотите всем показать, что вы – человек серьезный, и вас совсем не волнует, во что вы одеты. Но. Вы не знаете о том, что этот свитер - не просто голубой. Не лазурный не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомек, что в 2002 году Оскар Де Ла Рента создал коллекцию платьев небесно-голубого цвета. А затем, кажется, Ив Сен-Лоран – коллекцию небесно-голубых френчей… И вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свою палитру. Затем он просочился в крупные магазины одежды, а потом спустился еще ниже, достиг какого-нибудь магазина уцененных товаров, где вы его и выудили. Однако, ради появления этого оттенка были затрачены миллионы долларов и огромный труд. И хотя вы уверенны, что сделанный вами выбор подчеркивает вашу независимость от моды, на самом деле вы носите свитер, который был выбран для вас людьми в этой самой комнате… Из горы тряпок.Потому что именно такое впечатление у меня осталось после чтения ФБ-фанфиков, но надо быть справедливым, то же самое происходит практически во всех современных фентези-романах. Авторы повально игнорируют, что надето на их героях, почему герой выбрал именно эту шмотку и что вообще происходит с одеждой в окружающем мире.
Я конечно пристрастна, люблю описание одежды в тексте, люблю когда автор использует описание одежды для создания антуража или характеристики персонажей. Но сейчас такое впечатление, что существует только два полярных направления для описания одежды:
читать дальшеПервый вариант, это когда автор все описание одежды выдает «списком покупок», просто перечисляя детали гардероба на ровном месте, никак не связывая это логикой теста. Появился персонаж, автор выдал его фоторобот, с припиской «был одет» и сюжет побежал дальше. Этим больше грешат мужчины-писатели, описывая военный гардероб и снаряжение героя с музейной дотошностью, дамы прославились печально известным «топиком», который благополучно вышел из моды и гардеробов лет пять назад, но все еще является на страницах фантези.
Второй вариант, когда автор полностью игнорирует, что надето на персонажах и детали одежды в тексте появляются только при сюжетных действиях, например, персонаж снимает шляпу, но что это была за шляпа остается только догадываться. А она может быть «новой», «шикарной», «вышедшей из моды» или «штопанной». Эта же шляпа может сочетаться или не сочетаться с остальной одеждой персонажа, или весь наряд контрастировать с одеждой окружающих, быть слишком бедным или наоборот вызывающим роскошным. И это будет характеризовать не только персонажа, но и мир вокруг него.
Хороший пример, это Скарлет в знаменитом зеленом платье из портьеры. Кто помнит книгу, знает, что помимо шикарного платья на ней были драные туфли, в которых жутко мерзли ноги, и холодное котиковое манто, так вот весь этот образ прекрасно передает все происходящее в мире, где сохранились остатки былой роскоши, но не самого необходимого. И не надо слезно описывать, что была война, разруха и все не так хорошо как кажется, хотя многие пытаются держать лицо, это и так видно.
Отдельный случай, когда автор ведет рассказ о своем мире, пусть антураж и построен как аналог реальной исторической эпохи, и тут начинается веселье. Я даже не говорю про непринужденное соседство викингов и кринолинов. Что тут можно сказать, бывает, в нашей реальности те же кринолины соседствовали с каменным веком Африки и Океании, но это совсем другая история.
Чаще всего при построении мира автор берет антураж симпатичной ему эпохи и пристраивает к ней другую историю и географию, при этом оставляет все приметы времени, не будим придираться к существованию кашемировых шалей в мире без Индии или шелка в мире без намека на Китай, спишем это на условности. Разделение моды по социальным классам тоже трогать не будем, коснемся только взаимодействия моды и происходящего в мире.
Велосипед, сделавший для эмансипации женщин больше, чем все суфражистки
Мода не существуют сама по себе, это всегда ответ на текущее состояние общества и технологического прогресса. Появился новый социальный класс, которому надо продемонстрировать свое влияние и богатства – будут господствовать вычурные и избыточные наряды или логотипы напоказ, в зависимости от эпохи. Ранее господствующий класс попытается как-нибудь отмежеваться от нуворишей и тоже изменить манеру одеваться. Произойдет быстрое изменение внешнего вида двух больших групп людей, а с ним и общего облика описываемого мира.
Как только человечество увлеклось идеей "близости к природе" и долгим прогулкам туфли-мюли вышли из моды
Если в обществе господствует идеализация простой жизни и близости к природе – господствуют наряды, стилизованные под местный «народный костюм», исчезают тканевые миниатюрные туфли, появляются кожаная прочная обувь для прогулок. Увлечение идеями свободы, равенства и римского права подарит местный ампир.
Технический прогресс так же изменит моду, появление разветвленной железной дороги подарило миру, кроме всего прочего, купальный костюм. Он понадобился только тогда, когда у большого количества народу появилось возможность выехать «на воды» и пляжи заполнились отдыхающими. Изобретенный телеграф-телефон-интернет или любой другой аналог моментально глобализирует моду в той или иной степени.
Нью-Лук как ответ на полвека войн и подвигов
В мире вечной войны дама в мужской одежде или доспехах ни у кого не вызовет особенных эмоций. Миру, переживающему любую катастрофу, будет все равно на приличия в одежде только на функциональность, но моду, как ни странно это не отменит. Шелковый платок, кушак, кожаный пояс, меховые перчатки, в зависимости от обстоятельств, все что угодно может стать «модной вещью».
В войну наряды и нравы будут много проще, а вот долгое спокойствие наоборот все законсервирует и усложнит. Чем больше потрясений в данный момент испытывает общество, тем более радикальные изменения будут происходить в одежде. В целом банальная идея, но ее никто не использует при построении мира. Чаще всего одежда и мода остаются неизменными, хотя действие книги может растянуться на много десятилетний и включать в себя три больших войны и техническую революцию.
Собственно поэтому и необходимо уделять моде и одежде хоть какое-нибудь внимание при конструирование мира - все социальные процессы и господствующие увлечения моментально отражаются на одежде. Иногда отражение происходит очень нетривиальным способом как название мини-бикини.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/4/1/1041069/79440185.jpg)
Все кимоно шью из рулонов ткани шириной от 36 до 72 см. Ширину ткани для кимомно определяет размах рук ткача создающего материал, а прямой покрой дефицитность материала в Японии.
В данный момент происходит явный перекос с описанием антуража, авторы выясняют принципы работы и дотошно описывают габариты дизеля на подлодках, принцип работы средневекового арбалета Валахии средних веков и аркебузы Японии нового времени, чем терция будет отличатся от баталии и технологию заточки бронзового меча. При том, что данные детали влияют на двадцать процентов сюжета и занимают десять процентов места в тексте. А самый часто используемый, если не единственный, прием с одеждой в тексте это вау-эффект, когда героиню из мужской одежды\обносок\строгого наряда переодевают в шикарное платье.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/4/1/1041069/79440192.jpg)
Очень долго кружево было очень дорогим материалом и шло в основном на отделку манжет или воротников. Но после изобретения машинного производства кружев, появилось возможность создавать кружевные платья.
Я не призывают выписывать весь гардероб персонажа до последней пуговицы и детально прорабатывать существующие в описанном мире стили одежды и их изменение. Единственное что хочется, чтобы авторы уделяли этому моменту хоть какое-нибудь внимание и соотносили костюмы персонажа, образ персонажа, а так же исторические события происходящее в их истории.
И прежде чем описывать как герой походя заказывает полдюжины рубашек к этой пятнице, задуматься, существует ли в их мире швейная машинка технологическая возможность, чтобы успеть все это пошить?
Еще есть совсем отдельный случай, когда действие происходит в современном или близком к нему мире. Если затрагивается вопрос одежды, или не дай бог моды, или, совсем кошмар, стиля, авторы поголовно начинают оперировать клише десятилетней давности и путают понятия
. Но про это я пока не буду.
Вопрос:
1. Мне держать марку и обвесить пост десятком картинок или забить? 2. И кто-нибудь хочет про современную моду?