Вдруг отчетливо поняла, что меня так раздражает во всех этих слезовыжимальных позитивящих историях, ходящих по сети. Сейчас в глаза бросилась очередная, это особенно царапнуло, и пришло осознание.
Текст начинается так: "Прочтите!!! Прочтите!!! Прочтите!!!
Эту сказку написал мальчик, живущий в хосписе. Мишка, ему 12 лет. С прошлой осени он «отказной» у врачей. Он написал ее на …" - дальше идет фейсбучный кат.
Пространное объяснениеТак вот, озарение на счет моей реакции. Если эту сказку действительно стоит прочитать, если она, условно, дарит свет и радость и должна заставить меня почувствовать себя лучше - то какая разница, кто ее написал?
Но текст начинается именно с этого - с ужасной информации об умирающем мальчике 12-ти лет. Т.е. суть не в сказке, а в том, что а) этот несчастный мальчик, в силу того, что он ребенок (а за детьми у нас закрепляется идея искренности, непосредственности и "нравственной чистоты", особенно в последнее время) и в силу того, что он обречен и страдает (это очищает, а близость и неизбежность смерти добавляет к его нравственной чистоте еще и толику неземной мудрости, истины, которая открывается нам перед смертью, и проч.) имеет большее основание претендовать на "верное" понимание вещей, чем я, зажравшаяся привилегированная потребительница из среднего класса, загнанная в вечных попытках решить какие-то свои проблемы, на фоне смерти ребенка мелкие и неважные; и б) смотрите, этот ребенок умирает и все равно находит в себе силы писать жизнеутверждающие сказки на литературный конкурс в школе (да, я прочитала абзац до конца, сказку не стала), а чего добился ты какие проблемы у тебя? экзистенциальный кризис? Соберись, тряпка!.
Человеку важно не поднять мое настроение, рассказав мне замечательную сказку. Человеку важно рассказать мне ужасную историю про умирающего мальчика, чтобы я ощутила облегчение от того, что я не умираю, чувство вины (только подчеркивающее удовольствие от отстраненности от этой проблемы) за то, что мальчик умирает, а я здорова, как конь, а также - чтобы я растрогалась от того, что этот несчастный, но умный и сильный мальчик не сдается в этой ужасной ситуации и даже пытается подбодрить меня - человека, которому объективно-то лучше, чем ему - в моих огорчениях. Вроде как смотришь на котенка
.
Будучи человеком временами достаточно себялюбивым, я не вижу, почему история о том, что мальчик Миша 12-ти лет тяжело болен и неизбежно умрет, должна поднять мне настроение и заставить почувствовать себя лучше. Кроме того, будучи антропоцентристом, я могу уверенно заявить, что люди не котята, и если кого-то растрогал тот факт, что ребенок скоро умрет - это пакость. Даже если это самый милый и умный ребенок на свете, даже если он, несмотря на тяжелое заболевание нянчится с более маленькими детьми и переводит бабушек через дорогу. Эта информация должна разозлить, вызвать горе, печаль, отчаяние, пусть даже надежду, что все же мальчика может спасти чудо - но не растрогать.
Но, видимо, человека, который перепостил эту сказку, совокупность вещей растрогала. Хочется сказать, что это что-то запредельное, но думаю, что дело в том, что этот несчастный мальчик просто воспринимается не как настоящий человек, который должен умереть (умереть на самом деле. Совсем. Умереть), а как объект - как автор сказки, обладающий определенными свойствами (см. выше).
Если воспринимать эту историю именно так - никакого мальчика нет, это просто "вдохновляющая" рамка для вдохновляющей сказки - то это пошлятина в духе худших подростковых придумок.
Если мальчик на самом деле есть - то это ужасно, и непонятно вообще, почему это должно помочь мне, когда мне плохо.
В любом случае, сказка, скорее всего, весьма так себе. Грустная история вокруг служит нам обоснованием того, почему ее нужно прочесть, и почему она имеет ценность несмотря на то, какой это ад на самом деле. Ну, seriously. Мы же не говорим: "Вильгельм Гауф умер от брюшного тифа - ужасной болезни. Незадолго до этого он наконец-то смог жениться на своей кузине, которую любил всю жизнь, совсем незадолго до смерти у Гауфа родилась прекрасная дочь. Но болезнь оборвала его счастье. Он так хотел, чтобы люди прочитали его сказку "Халиф-аист"! Вот она - обязательно! обязательно! прочтите ее!".Словом, что бесит:
СпискиМанипулятивность
Пошлятина
Слияние теплого с мягким и подача этого, как единого смыслового куска
Требование проглотить текст этим единым куском, отключив критическое мышление
Тот факт, что человек, перепостивший такого рода текст, это требование, видимо, выполнил.
Он порадовал тебя сказкой - порадуй его игрушкой или книжкой.
Аватар случаен